Развитие внимания у детей 4-5 лет с нарушениями речи

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. И по этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений, включается работа по формированию внимания, памяти, мышления.

Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или деятельности.

Существует несколько видов внимания, которые можно разбить по определенным признакам:

по направленности – внешнее, внутреннее;

по ведущему анализатору – зрительное, слуховое, кинестетическое.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков.

Непроизвольное — не связано с участием воли.

Произвольное — включает волевую регуляцию.

Произвольное внимание обладает следующими основными свойствами:

  1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.
  2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
  3. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
  4. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.
  5. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Особенности произвольного внимания у детей с речевой патологией ярко проявляются в характере отвлечений. Для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.

Рекомендации родителям.

Необходимо обязательно соблюдать оптимальный режим чередования нагрузок и отдыха, часто менять форму и способы работы, ежедневно гулять на свежем воздухе.

Игры и упражнения для ребенка родители выполняют вместе, помогая ребенку делать все правильно, помогать проговариванием инструкции, показываю движений, помогая ребенку приемом «рука в  руке», а затем давать возможность ребенку осваивать выполнение упражнения самостоятельно.

В начале занятий необходимо  уделить больше внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; будет способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т. е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя.  Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками родителя) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих этапов, направлено на гармонизацию нервной системы, а также на активность работы головного мозга:

Исходно положение (ИП) – лёжа на спине. Делаем вдох через нос, одновременно поднимая правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делаем выдох через открытый рот, одновременно опуская руку и ногу. Тоже самое упражнение проделываем с левой рукой и ногой. (4-6 повторений).

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Сначала взрослый массируем тело ребенка, затем взрослый, наложив свои руки на руки ребенка. Следующий этап, когда ребенок делаем массаж сам.

Каждое упражнение делается примерно 10 секунд.

«Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади ( сверху вниз) двумя руками: поглаживаете, похлопываете, пощипываете, растираете, выполняете спиралевидные движение.

Используя аналогичные движения, массируете правой рукой левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 10 вращательных движений по часовой стрелке и против неё. Тоже самое левой рукой. Затем обеими руками одновременно.

Затем приступаете к выполнению упражнений на развитие произвольного внимания.

  1. Задаете условный сигнал, например, растения и животные, съедобное- несъедобное, красные и желтые предметы, каждый раз, когда ребенок слышит условный сигнал, он должен как можно быстрее переключиться и назвать или / и показать.
  2. Искать спрятанный предмет или изображение спрятанное среди других. А на прогулке можно поиграть в «Шпионов»: кто заметит/услышит/увидит во всех деталях как можно больше событий вокруг.
  3. Упражнение «Зеркало». Ребенок как «эхо» повторяет движения за взрослым, отражая его как в зеркале, без учета правой-левой стороны.
  4. Затем это упражнение выполняется, только с учетом правой и левой сторон. Например, показываем движения «грибок большой – грибок маленький». В начале выполнения этого упражнения помогаем ребенку словесной инструкцией, затем ребенок должен сам наблюдать и повторять движения за родителем.
  5. Затем можно изменить программу: «Я показываю тебе палец, а ты мне открытую ладонь/кулак»; «Если я говорю «д» — ты должен сказать «т»»; «Я беру белую шашку, а ты — черную» и т.п.

Обязательно нужно хвалить ребенка, обнимать его после каждой игры. Спрашивайте: «Кто самый внимательный, самый сообразительный?» и т.п.

Выполняйте и обсуждайте свои ощущения от выполнения упражнений с ребенком. В заключении ваших занятий обязательно возьмите ребенка на колени, обнимите его и нежно-плавно покачайте.

Желаю вам успеха и удовольствия от совместных игр с ребенком!

 

Добавить комментарий