Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, такие как ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег и прыжки. Сопровождая ребенка с самого раннего детства, эти основные движения являются естественными и способствуют его оздоровлению и всестороннему развитию личности. Они укрепляют различные группы мышц, связки, суставы, а также способствуют развитию физических качеств и нормальной работе систем организма, включая сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Развитие основных движений необходимо осуществлять не только ради приобретения двигательных навыков, но и с целью формирования умения их применять в повседневной жизни с минимальными физическими и нервно-психическими затратами.
Конечной целью развития основных движений является научить каждого ребенка:
1) осознанно управлять своими движениями;
2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения в зависимости от конкретных условий взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждого вида основных движений и уметь использовать их преимущества;
4) развивать точные мышечные ощущения, необходимые для правильного выполнения движений, а также креативно применять эти движения в повседневной жизни.
Упражнения, включающие основные движения, активизируют кору головного мозга и оказывают влияние на его функциональные возможности. В скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, которые передают импульсы в кору головного мозга, информируя о производимых мышечных усилиях организма, таких как натяжение мышц, связок и сухожилий. Полученная информация анализируется, и на ее основе формируется ответная реакция, активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс образует замкнутую кольцевую систему реагирования, обеспечивающую непрерывность и стабильность движения.
Выполнение движения активизирует мыслительную деятельность и является необходимым условием освоения саморегуляции движений.
Успешное освоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия. Это чувство развивается постепенно и связано с развитием коры головного мозга, вестибулярного аппарата и чувства положения тела в пространстве и его изменения. У детей дошкольного возраста чувство равновесия развивается от способности удерживать статическую позу до способности поддерживать равновесие в разнообразных движениях. Чтобы развивать чувство равновесия, полезно выполнять специальные упражнения, часто на уменьшенной площадке опоры. Для развития равновесия используются специальные упражнения, выполняемые в основном на уменьшенной площади опоры. Эти упражнения предлагаются детям с раннего возраста.
Занимайтесь с детьми и будьте здоровы!