Воспитатель Бобрук Е.П.
Одним из наиболее любимых и естественных для ребенка занятий, является конструирование. Казалось бы – почему именно так? Но детская психология подсказывает нам, что создание из отдельных элементов, деталей, кусочков чего-то целого – очень увлекательное занятие для любого ребенка. Однозначно, конструирование дает возможность ребенку творить свой собственный яркий и неповторимый мир.
Смотреть фото
Если повнимательней приглядеться к играющему ребенку, мы с удивлением обнаружим, что его игрушки не могут «жить» в отрыве от реальных окружающих ребенка условий: без домиков, комнат, предметов мебели. Поэтому, даже если у него нет под рукой конструктора, ребенок создает свое игровое пространство из того, что есть под рукой: коробок, диванных подушек, мебели, предметов быта, а иногда даже из совсем «неподходящего» материала. Так что же такое конструирование в жизни ребенка? — пустое занятие? Развлечение? Напрасная трата времени? или весьма полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования, независимо от используемых материалов, ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки. Развитие практически всех позиций идет успешнее в процессе игры, воссоздания фантазий, и, естественно – конструирования.
Во-первых, активно развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: объем, выше, ниже, право, лево, но и начинает понимать, как можно создать тот или иной объект, воссоздать свою индивидуальную задумку.
Конструирование также, бесспорно, способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, придумывая, а затем воссоздавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится. Держать его в голове и постоянно сравнивать результат с идеей. И если образ не соответствует результату, ребенок продумывает КАК и ЧТО нужно подправить, изменить. Приобретается бесценный опыт воссоздания задуманного на практике.
Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ получившегося изделия; описание пространственного расположения отдельных деталей, узлов; планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях — развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас, понятийный багаж, эрудиция.
Работая с любым конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер, получает много тактильных ощущений и познаний. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
Надо отметить, что конструирование формирует такие качества как: усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, самоорганизованность, умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца.
А самое главное, конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Ребенку дошкольного возраста стоит приобрести любой конструкторский набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы и назначения. Дайте возможность вашему ребенку почувствовать себя созидателем. Проявите уважение к его идеям. Помогите познать разные стороны пространства через деятельность. Покажите вашему ребенку свою заинтересованность, понимание важности его конструкторского развития. И в будущем вы будете приятно удивлены его стремительным прорывом к современным технологиям, умением принимать решение и воплощать задуманное в жизнь. Из маленькой искры детского конструирования может расцвести талант вашего ребенка, его будущее призвание. И даже, если его детский опыт конструирования не принесет в будущем ему профессионального статуса, этот опыт, однозначно расширит возможности вашего ребенка, обогатит его внутренний мир, научит верить в воплощение мечты.