НАШ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Лапука Татьяна Анатольевна
Кто про кризис всё расскажет: почему, когда и как?
Психология – наука, не какой-нибудь пустяк!
Объяснит всё про ребёнка и поможет разобраться,
Почему не засыпает, почему он вдруг стал драться.
Почему «я сам” повсюду, почему упрямый очень,
Почему хвалить ребёнка мы должны и днём, и ночью.
Очень нужен всем и дорог
Замечательный психолог!
Психолог в детском саду
Педагог, разбирающейся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основные функции психолога
• Охрана физического и психического здоровья детей;
• Создание условий, которые способствуют эмоциональному благополучию каждого ребенка;
• Эффективное развитие способностей воспитанников.
Педагог-психолог
Работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Это в первую очередь педагог, а не врач. Он располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка.
Поставить диагноз и тем более работать с ним, он не может и не имеет права.
Цель работы педагога-психолога
Сделать жизнь ребенка в условиях ДУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индвидуальных особенностей ее развития.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушений развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения.
Направления работы педагога-психолога
• Консультации
o (планирует психолог) проводятся в течение года по темам которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей;
o (по запросу) любые проблемы, которые волнуют близких ребенка.
Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, вы можете обращаться к психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.
• Психолого-педагогическая диагностика (с согласия законных представителей)
Она включает в себя: контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с учебной программой.
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется постановлением МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ и МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об установлении перечня методов и методик оказания психологической помощи, разрешенных к применению», и утверждении «Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи».
• Психологическое сопровождение детей в период адаптации, (в течение года)
изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
• Коррекционная работа.
Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа.
Предварительно получив ваше согласие.
• Развивающая работа.
В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у детей. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
• Индивидуальная работа.
Не нужно пугаться, если педагог — психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
Родители могут обратиться к психологу, если их интересует:
• адаптация ребенка к детскому саду;
• уровень развития психических процессов;
• эмоциональное состояние малыша;
• его самооценка;
• положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот);
• отношение ребенка к воспитателям;
• уровень его тревожности или агрессии…
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.