Развивайте познавательный интерес детей

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Большое значение имеет воспитание у дошкольников внутренней потребности в знаниях — познавательного интереса. Он связан с деятельностью памяти. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. (С одной стороны — интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой — знания побуждают ребенка к размышлению). Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности.

В детских садах создаются разнообразных условия для формирования у детей познавательного интереса и любознательности. Чтоб добиться эффективных результатов в воспитание дошкольников этих качеств, дошкольное учреждение должно тесно контактировать с семьёй. Семья знает больше о ребёнке, об его интересах, об его тяги к познанию. Познавательный интерес и любознательность ребёнка проявляется четко в общении с окружающими: он расспрашивает взрослых, вместе со взрослыми ищет ответ на возникшие вопросы, просит прочитать или объяснить. Родители должны уделять время для общения с ребёнком. Особенно влияние на развитие ребёнка оказывает совместная деятельность родителей и детей, их общие интересы. В процессе их деятельности, старшие положительно оценивают и оказывают своевременную поддержку и помощь при преодолении трудностей и положительно оценивают достигнутый результат ребёнка.

Наличие познавательного интереса делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. По природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Факторы влияющие на познавательный интерес:

— роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

— пример отца и матери, старших братьев и сестер;

— их отношение к делу;

— совместная деятельность;

— беседы;

— игры-путешествия;

-использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры;

— конкурсы (привлекают своей не традиционностью);

-походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых;

-экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними (растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес);

— советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

— друзья, товарищи;

— положительный результат, успех (имеет стимулирующее значение в любой деятельности ребёнка, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем).

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.

Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Однако в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок.

     Одной из самых частых ошибок современности является слишком частое и длительное нахождение детей у телевизора или компьютера.

 Ограничивая во времени гаджеты, взрослые способствуют своевременному развитию познавательного интереса своих детей!!!

Подготовила воспитатель Степусь Т.В.

Добавить комментарий