Большое значение имеет воспитание у дошкольников внутренней потребности в знаниях — познавательного интереса. Он связан с деятельностью памяти. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. (С одной стороны — интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой — знания побуждают ребенка к размышлению). Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности.
В детских садах создаются разнообразных условия для формирования у детей познавательного интереса и любознательности. Чтоб добиться эффективных результатов в воспитание дошкольников этих качеств, дошкольное учреждение должно тесно контактировать с семьёй. Семья знает больше о ребёнке, об его интересах, об его тяги к познанию. Познавательный интерес и любознательность ребёнка проявляется четко в общении с окружающими: он расспрашивает взрослых, вместе со взрослыми ищет ответ на возникшие вопросы, просит прочитать или объяснить. Родители должны уделять время для общения с ребёнком. Особенно влияние на развитие ребёнка оказывает совместная деятельность родителей и детей, их общие интересы. В процессе их деятельности, старшие положительно оценивают и оказывают своевременную поддержку и помощь при преодолении трудностей и положительно оценивают достигнутый результат ребёнка.
Наличие познавательного интереса делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. По природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Факторы влияющие на познавательный интерес:
— роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;
— пример отца и матери, старших братьев и сестер;
— их отношение к делу;
— совместная деятельность;
— беседы;
— игры-путешествия;
-использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры;
— конкурсы (привлекают своей не традиционностью);
-походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых;
-экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними (растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес);
— советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);
— друзья, товарищи;
— положительный результат, успех (имеет стимулирующее значение в любой деятельности ребёнка, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем).
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.
Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка.
Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Однако в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок.
Одной из самых частых ошибок современности является слишком частое и длительное нахождение детей у телевизора или компьютера.
Ограничивая во времени гаджеты, взрослые способствуют своевременному развитию познавательного интереса своих детей!!!
Подготовила воспитатель Степусь Т.В.