Памятка родителям по профилактика суицидального поведения у подростков

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Суицид — намеренное, умышленное лишение себя жизни,может иметь место, если проблема остается актуальной и
нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными
переживаниями.


Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих
планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не
поняли посылаемых сигналов.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
— переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
— действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
— переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
— чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
— боязнь позора, насмешек или унижения;
— страх наказания, нежелание извиниться;
— любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
— чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие,
избежать неприятных последствий, уйти от трудной
ситуации;
— сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство,то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
— прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
— косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
— много шутит на тему самоубийства;
— проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти
Поведенческие признаки:
Подросток может:
1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела,
мириться с давними врагами;
2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — есть слишком мало или слишком много;
— во сне — спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — стать неряшливым;
— в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками,
проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
— замкнуться от семьи и друзей;
— быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
— проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
— социально изолирован, чувствует себя отверженным;
— живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье;
алкоголизм — личная или семейная проблема);
— ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
— предпринимал раньше попытки самоубийства;
— имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
— перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
— слишком критически относится к себе.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире
будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с
упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
 утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
 пренебрежение собственным видом, неряшливость;
 появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
 резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
 внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
 плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
 склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам
 проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
 безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
 стремление привести дела в порядок, подвести итоги,
просить прощение за все, что было;
 самообвинения или наоборот — признание в зависимости от других;
 шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайтевопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь — психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим
кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не
помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную,
неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из
сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в
состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может
почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
7. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к
которым можно обратиться.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода,
выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству,
ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и
тревогой.
Важно соблюдать следующие правила:
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
— будьте терпеливы;
— не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
— не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря:
«Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;
— не спорьте и не старайтесь образумить подростка,
говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
— делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью

Добавить комментарий