Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

     Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению  грамоты, письменной речи. “От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии” -, подчеркивал Д.Б.Эльконин. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.

     Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогощает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера. Нельзя проводить игру, если уровень знаний детей недостаточен для выполнения задач, поставленных этой игрой.

     Как вызвать у детей интерес к дидактической игре, поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть? Это достигается различными приемами. Можно использовать загадки, интригующее начало (помочь запутавшемуся Незнайке, заблудившимся зверюшкам найти свои звуковые домики и т.д.) Не следует также забывать, что игра интересна ребенку только тогда, когда он выполняет в ней какие-то действия. В играх на развитие фонематического слуха используются различные задания, которые активизируют деятельность детей: поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить  букву на ощупь и т.д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий (например: найти картинки на заданный звук и раскрасить их), элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильнее решит задачу, кто больше назовет предметов и т.д.)Обязательно нужно отмечать и поощрять правильные ответы детей {фишками, картинками и т.д.} Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры, в общем, должна быть положительной

Вот примеры некоторых дидактических игр, которые несложно провести с детьми на досуге.

“Найди одинаковые звуки”

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук {например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант}.

Вариант: раскрасить эти картинки.

“Что лишнее?”

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком.

Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}

Например: бабочка, бант, заяц, бочка

                     кот, ель, козел, колобок

                     зонт, замок, шар, заяц

Варианты игры:

  • обратить внимание на конечный звук {соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус};
  • на количество слогов {например: кот, мак, рак, лиса};
  • на гласный или согласный звук начинается слово {например: азбука, дерево, стол, медведь};
  • на мягкий или твердый согласный начинается слово {например: зуб, свеча, лампа, лиса};


“Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты  мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую {можно использовать фишки, флажки разного цвета}

Варианты игры:

  • определить местонахождение определенного звука в слове {где он находится- в начале, середине ,конце слова}, его наличие в слове;
  • различение количества слогов в слове {один слог — один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка};
  • определение мягкости или твердости начального звука слова.

“Путаница”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т.д.)

“Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха.

Задание : подбери слог  к заданному слогу так, чтобы получилось слово {например: ва-за,ня,ся,та; ро-за, ща,та}

Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

“Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно {например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т.д.}

 “Необычные цветы”

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.

Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук {например: Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков}.

“Составь слово по картинкам”

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово {коза, облако, топор – котлимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т.д.}

Вариант: составить слово на слух, без картинок.

“Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошкаавтобуссветофорромашкаазбука…}

Вариант: можно использовать подбор картинок.

“Кубики”

Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.

Ход игры: играющие по очереди бросают кубики {два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.

“Найди слова в слове”

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры: перед играющими демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”.  Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Добавить комментарий